ABC - XYZ анализ

ABC-XYZ анализ — это комбинированный метод классификации товаров, объединяющий ABC анализ по значимости и XYZ анализ по стабильности спроса, чтобы улучшить управление запасами и оптимизировать цепочку поставок. Товары классифицируются по значимости (A, B, C) и по степени колебаний спроса: X — стабильный спрос, Y — умеренно колеблющийся, Z — сильно колеблющийся.

Параметры для построения отчёта:

  • Начальная дата - дата, с которой берется данные для отчёта;
  • Конечная дата - дата, по которой берется данные для отчёта;
  • Интервал - на какие промежутки времени расчитывается сумма оборота:
    • Год
    • Месяц
    • Неделя
    • День
  • Тип отчёта - тип продаж в отчёте:
    • Все - оптовые и розничные продажи,
    • Оптовые продажи - только оптовые,
    • Розничные продажи - только розничные;
  • Данные для анализа - по какому параметру строится отчёт:
    • По сумме продаж,
    • По количеству - по количеству проданных единиц номенклатуры,
    • По валовой прибыли;
  • Склад - пометить галочками склады для отчёта(один или несколько);
  • Группа номенклатуры - при необходимости в появившемся окне пометить галочками группы номенклатуры для отчёта, если не указан - учитываются все группы;
  • Критерии ABC-XYZ анализа - значимость товаров:
    • Значение критерия А - самые ценные товары,
    • Значение критерия В - товары средней важности,
    • Значение критерия С - наименее важные товары,
    • Отклонение до (группа X) - стабильный спрос,
    • Отклонение до (группа Y) - умеренные колебания спроса,
    • Отклонение до (группа Z) - сильные колебания спроса.

Пример подготовленного отчёта:

Данные подготовленного отчёта:

  • Номенклатура - позиции номенклатуры. В контекстном меню оглавления таблицы можно выбрать отображаемые колонки, например: Штрих-код, ИКПУ. При экспорте в Excel будут экспортированы только отображаемые колонки;
  • Период - сумма оборота за промежуток времени;
    • Оборот (сумма) - сумма оборота за промежуток времени;
  • ABC - XYZ анализ
    • ABC анализ
    • Оборот (сумма) - сумма оборота за весь период отчёта;
    • Доля - процент в продажах;
    • Доля с нарастающим итогом - процент в продажах с нарастающим итогом;
    • Группа АВС - группа значимости товара: A (самые ценные), B (средней важности) и C (наименее важные);
    • XYZ анализ
    • Среднее значение -
    • Стандартное отклонение -
    • Коэффициетн вариации -
    • Группа XYZ - степени колебаний спроса: X (стабильный спрос), Y (умеренные колебания спроса), Z (сильные колебания спроса);
    • Группа АВС-XYZ;
    • Группа матрицы - категория товара по его значимости и стабильности спроса.